Будущее композитов в России зависит от возобновляемой энергетики и не только

17 2020

Рынок новых материалов не сильно просел из-за пандемии, а в некоторых отраслях даже вырос и будет расти. Будущее композитов в России напрямую зависит от развития возобновляемой энергетики в нашей стране. А экспортные перспективы связаны в первую очередь с производством композитно-титановых деталей для авиастроения и переработкой графита. Такими прогнозами поделились участники пленарного заседания «Мировые технологические тренды и роль композитов в них» форума «Композиты без границ».

Дискуссию модерировал глава композитного дивизиона «Росатома», гендиректор UMATEX Александр Тюнин. Открыл дискуссию руководитель госкорпорации Алексей Лихачев. Он напомнил, что «Росатом» по поручению правительства разработал дорожную карту «Технологии новых материалов и веществ». К 2024 году Россия должна сократить технологическое отставание, а к 2030-му — ​войти в число мировых технологических лидеров по четырем направлениям: полимерные композиционные материалы, аддитивные технологии, редкие и редкоземельные металлы, а также новые конструкционные и функциональные материалы и вещества.

«Мы здесь видим аналогии с первым атомным проектом, который обеспечил суверенитет и безопасность нашей страны, — ​сказал Алексей Лихачев. — ​Тогда ученые, инженеры, руководители столкнулись с новыми задачами, которые были решены буквально за считаные годы. И сегодня нам предстоит решить целый ряд материаловедческих задач фундаментального уровня, чтобы не проиграть конкурентам».

Российский сегмент занимает 1% мирового рынка полимерных композиционных материалов. Вместе с тем, это один из наиболее динамично развивающихся отечественных рынков промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью, заявил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. «К 2030 году нашему государству необходимо обеспечить условия, способствующие росту существующих и формированию новых материалоемких высокотехнологичных направлений, - сказал Виктор Евтухов. - Это авиастроение, судостроение, строительная индустрия, транспортное машиностроение, электроника, энергетика (ветроэнергетика)». По итогам 2019 года утверждено 475 нормативных документов, регламентирующих разработку, производство и широкое внедрение композитов в экономике. Отраслевые программы внедрения композитов, конструкций и изделий из них разработаны и утверждены Минпромторгом, Минтрансом, Минспортом и Минэнерго России.

Александр Тюнин отметил, что важнейшим вопросом в масштабировании и росте рынка композитных материалов в России является формирование сбыта. Спикер поделился мнением, что более серьезный толчок госкомпаниям при закупке новых инновационных материалов может дать система квотирования, которая позволит помимо прочего преодолеть консерватизм проектировщиков и конструкторов, при безусловном условии соответствия качества и цены материалов, которые предлагаются на рынок.

Губернатор Сергей Морозов рассказал о том, как Ульяновская область стимулирует развитие композитной отрасли: «Мы продолжаем активно заниматься привлечением инвесторов и сейчас начинаем реализацию четырех крупных проектов. Это высокотехнологичные производства в сфере авиакомпонентов, строительных материалов, а также композиционных - для ветроэнергетики. Общий объем вложений составит 2,2 млрд рублей, будет создано не менее 1,5 тысяч новых рабочих мест для жителей региона. И в работе у нас еще порядка десяти серьезных проектов в области композитов». Глава региона также поделился планами создания инжинирингового-образовательного центра вместе с UMATEX. В свою очередь Александр Тюнин подтвердил намерение совместно с правительством региона создать инжиниринговый образовательный центр на территории Ульяновской области для подготовки кадров в области композитов: «Благодаря этому инструменту, у нас появятся конструкторы, проектировщики, ученые, которые будут создавать новые материалы и профессионально использовать их для изготовления новых композитных изделий».

Ректор РХТУ Д.И. им. Менделеева Александр Мажуга согласен с коллегами. По его мнению, для достижения технологического прорыва надо рассматривать образование, науку, инновации и бизнес, как одну неразрывную систему, платформу для развития: «И кто еще как ни наши молодые исследователи, технологи, инноваторы будут создавать новые производства, новые технологии». Но для этого, на его взгляд, «нужно перестроить систему образования, сделать мостик между университетом и бизнесом, когда университет с одной стороны выступает как инкубатор талантов для бизнеса, с другой, как инкубатор технологий».

Главный экономист ВЭБ Андрей Клепач заявил, что в любом прорыве важно, чтобы был лидер, готовый взять на себя риски. В области композитов таким лидером выступил Росатом. Андрей Клепач посетовал на то, что между обсуждениями инициатив по поддержке отрасли и принятием решений есть большой временной разрыв. Тем не менее спикер возлагает большие надежды на комплексную научно-техническую программу по развитию отрасли композитов, разработанную Росатомом совместно с Министерством науки и высшего образования РФ при участии игроков рынка композитов. Программа ориентирована на поддержку разработки технологий и новых материалов в области композитов. 

О том, как обстоят дела на мировом рынке, рассказал гендиректор CarbConsult Дэн Пихлер, включившись в разговор из Флориды. Он перечислил главные отрасли, заинтересованные в композитах: коммерческая авиация, космическая промышленность, автомобилестроение, ветроэнергетика и спортивная индустрия. «Прошлый год был рекордным в мире по строительству ветряков, — ​сообщил Дэн Пихлер. — ​А пандемия привела к росту спроса на спортивные тренажеры, для производства которых также широко используют легкие и прочные композитные материалы. Люди боятся ходить в спортзалы, но хотят поддерживать форму, так что эта индустрия сейчас на подъеме».

Спад воздушных перевозок вынудил таких гигантов, как Boeing и Airbus, сократить объем производства. Тем не менее аналитики Boeing недавно выпустили прогноз, по которому авиастроение через три-четыре года не только полностью восстановится, но и будет расти теми же темпами, что и до эпохи коронавируса. Подробно об этом рассказал президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко: «Пандемия привела к тому, что старые самолеты из стали и алюминия перестают эксплуатировать. Boeing прекращает производство модели 737 Max, Airbus со следующего года не будет выпускать A380. Через 20 лет в мире будут летать 44 тыс. новых самолетов. 75 % из них, в первую очередь узкофюзеляжных, построят из композитов и титана. Это приведет к развитию технологий в композитной отрасли, включая автоматизацию и цифровизацию процессов, и мы увидим снижение себестоимости самых сложных композиционных материалов».

Россия в этой истории может стать ключевым игроком, считает Сергей Кравченко. Уже сейчас 56 типов деталей из титановых сплавов для Boeing и Airbus производят на Урале, и спрос на композитно-титановые составляющие для авиастроения будет только расти. Еще одна привлекательная ниша — ​переработка отходов композитного производства. «Наша страна могла бы стать лидером в области переработки черных отходов, графита. И кому, как не «Росатому» и «Роснано», создавать такие технологии», — ​уверен Кравченко.

Александр Тюнин подтвердил, что Росатом и Роснано активно вместе двигаются в заданном направлении: «Мы с Роснано создали совместную компанию «Композит Инвест», которая акцентирована на финансировании не только проектов Росатома и Роснано и отнюдь не только связанных с углеродными волокнами и материалами на их основе, а всей палитры композитов». Александр Тюнин пригласил всех участников рынка при наличии подобных проектов принять участие в данном предприятии. 

Глава «Роснано» Анатолий Чубайс тоже уверен, что будущее за композитами и тесно с ними связанной возобновляемой энергетикой, но боится, что не все руководители в России разделяют это убеждение. В правительстве, по словам Чубайса, идет ожесточенная дискуссия насчет развития ветроэнергетики до 2035 года, от ее исхода во многом зависит будущее и композитной отрасли.

«Мы начали заниматься ветроэнергетикой и композитами 10 лет назад, многие тогда крутили пальцем у виска, — ​сказал Чубайс. — ​У меня было главное требование — ​двигаться в тот типоразмерный ряд оборудования для ветростанций, который даст нам спрос не только на стекло-, но и на углепластик. Тренд ближайших 5–10 лет — ​увеличение длины лопасти, рост прочности, что может дать только углепластик. Мы производим в Ульяновске 65-метровые лопасти для ветряков. И работаем над следующим переделом — ​это углепластиковые лонжероны».

Есть подвижки и в судостроении. При поддержке Минпрома России планируют запустить в серию катамаран из углепластика. Экспериментальный «Грифон» был спущен на воду в Петербурге три года назад. «Сегодня «Грифон» бегает между Медным всадником и Петергофом, зачастую опережая суда на подводных крыльях за счет своей мореходности», — ​говорит гендиректор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

Проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков рассказал о важности цифрового моделирования новых материалов и изделий из них. Он привел в пример создание катамарана «Грифон» из композитов с использованием вакуумной инфузии, который на первоначальной стадии был смоделирован в цифровом пространстве, а также автомобиль «Аурус» и ветролопасти, цифровое моделирование помогает рассчитать «аэродинамику, вибрации лопасти в потоке с учетом структуры материала».